ru en

Екатеринбург ---> Москва

от 7000 руб.
АЛРОСА

продажа: до 31.12.17

полет: 25.03.17 – 31.12.17

Москва ---> Симферополь

от 4750 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Новосибирск ---> Горно-Алтайск

от 6000 руб.
КрасАвиа

продажа: до 31.12.17

полет: 01.02.17 – 31.12.17



Слушать сердцем

Слушать сердцем

В начале 1980-х Борис Гребенщиков спел: «Рок-н-ролл мертв…», а в 2014 году в Петербурге открылся Музей русского рока. Тем не менее этот музейный экспонат умудряется вольно «разгуливать» по городам и весям, концертным залам и стадионам. Рок звучит на всех радиостанциях нашей страны, несется из колонок и наушников. В чем тут секрет?

Рок на русской почве

Что представляет собой современная российская рок-сцена? Пожалуй, основная ее характеристика – это разнообразие. Разнообразие направлений: от «классического рока» до интереснейших экспериментов на стыке жанров. Разнообразие исполнителей: от музыкантов и групп, возникших в 1970–1980 годы и именуемых нынче «легендами» до малоизвестных молодых коллективов. Разнообразие масштабов концертов: от «манежей и арен» до по-прежнему живого и актуального формата квартирников.

И не менее разнообразны взгляды на российскую рок-музыку критиков и музыкантов: от грустного «Печально я гляжу на наше поколенье…» до оптимистичного «Всё в наших руках». Наш диалог с Александром Ляпиным, гитаристом классического состава «Аквариума» и лидером проекта «Rockмеханика», который в настоящее время живет и работает в США (Вальехо, Калифорния), начался с его категоричного заявления: «Рок-сцены как таковой нет». А Михаил Владимиров (Санкт-Петербург), гитарист группы «Чиж & Co» и лидер группы «Хоба live», говорит спокойно и уверенно: «Фестивали проходят, народ подтягивается, значит, все хорошо. Интерес к рок-музыке есть. И, наверное, интерес останется до тех пор, пока будет разнообразие жизненных позиций у исполнителей. В наше время появилось оборудование, доступны учебные материалы, и рок стал такой же классикой, как и джаз. Понятно, что пик этой музыки был в 1980-е. Что будет дальше – никто не знает, но рок в России занял свою нишу, остается творить...» 

Где-то между этими полярными мнениями находится анализ «причин невнятности и тишины на рок-сцене» журналиста, режиссера и телеведущего Александра Липницкого (Москва). По его мнению, «рок-музыка – абсолютно заимствованное явление для русских. Американский рок вырос из сплава народных корней, которых здесь просто нет… На невероятном взлете интереса к западному миру, в том числе и к музыке, в 1970–1980-е Россия все это впитала и играла чуждую для себя по корням музыку так искренне и так славно, что продержалась на этом до 1990-х». После чего «выяснилось, что корней-то у нас нет, а на чужом-то долго не проедешь. И, пожалуй, единственное, что осталось – это возрождать народные корни».

Держаться корней

С тем, что возрождение народных корней – это актуальная задача, легко согласиться, прислушиваясь к личным впечатлениям и наблюдая за реакцией аудитории. В этом году в день рождения Александра Башлачева, 27 мая, в Череповце прошел фестиваль «Сашин День», который собрал на одной сцене самых разных рок-музыкантов. Так вот, наиболее ярко и восторженно слушатели принимали именно «народные» сеты Инны Желанной и Сергея Старостина. При этом вопрос о границах жанра остается открытым, но так ли он важен? По словам еще одного из участников фестиваля Дмитрия Мулыгина (Тула), лидера группы «Ворон Кутха»: «Мне не важно, как это называется. Я чувствую себя частью традиционно народного певческого жанра. Мы используем электрические инструменты для того, чтобы музыка звучала убедительно и громко, в контексте современных технологий. Для людей старшего поколения рок был связан с некоей духовной революцией. Я же вижу в этом продолжение традиции. А называть это роком или фолком – несущественно».

И созвучны этому слова из-за океана, от Александра Ляпина (а ведь каким суровым было начало его рассуждений): «Не надо ни на кого смотреть и никого слушать, кроме своих сердец. Это не так просто на самом деле. Это гораздо сложнее, чем создавать границы. Наверное, русской музыке не стоит как-то кардинально меняться, пусть она просто будет, а там посмотрим – и мы сами, и все вокруг. Важно не отпускать процесс!»

А значит, всем любителям хорошей музыки остается только выбирать «свое», благо выбор есть. Современное информационное пространство настолько плотное, что легко поверить: всякий слушатель найдет свою музыку. Как и музыка – слушателя. Особенно, если помнить, перефразируя слова Лиса: «Самого главного ушами не услышишь. Чутко одно лишь сердце».

Абдуллина А.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.