ru en

Москва <---> Якутск

от 31000 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 09.01.17 – 31.12.17

Москва ---> Симферополь

от 4750 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Череповец ---> Минеральные Воды

от 9500 руб.
Северсталь

продажа: до 31.12.17

полет: 26.03.17 – 31.12.17



Главный партнер – государство

Главный партнер – государство

16–18 октября 2013 года в Москве при информационной поддержке журнала для авиапассажиров «Линия полета» прошли две конференции, посвященные воздушному сообщению в регионах: «Региональная авиация России и СНГ – 2013» и «Развитие региональных аэропортов – 2013».

Понятие «региональная авиация» в отношении регулярного воздушного сообщения по традиции вызвало дискуссию. Звучали разные критерии: дальность маршрута, плотность потока, объем перевозок, характеристика используемого парка воздушных судов и т. д. Тем не менее, в целом даже неспециалистам ясно, о каких авиакомпаниях и аэропортах шла речь на конференциях.

В своем вступительном слове к участникам конференции заместитель главы Совета Федерации Вячеслав Штыров заявил, что развитие региональной авиации – один из стратегических приоритетов государственной политики. Среди важных задач он указал на создание условий для снижения себестоимости региональных авиаперевозок и аэропортовой деятельности, формирование эффективных механизмов государственной поддержки социально и экономически значимых маршрутов.  Об этом же заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько: «На современном этапе для развития региональных перевозок необходимо консолидировать усилия государства, субъектов Федерации и авиационного бизнеса».

Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов в своем выступлении говорил о действующих программах субсидирования. По его словам, за 9 месяцев 2013 года рост количества пассажиров на субсидируемых авиалиниях составил 160%. В этих случаях инвестиции шли в том числе из местных бюджетов: в частности, Сахалин в 2012 году выделил субсидии на 499 млн рублей, Якутия – на 389 млн рублей, Камчатка – на 380 млн рублей. «Все это позволило не только сохранить перевозки на местных воздушных линиях, но и ощутимо их развивать», – подчеркнул замминистра.

Что касается вклада федерального правительства, то, по словам Окулова, в текущем году, в частности, на модернизацию технических парков региональных авиакомпаний были направлены 2,1 млрд рублей, а на 2014 год запланировано выделить 2,4 млрд рублей. Планируется, что на эти средства авиакомпании приобретут около 36–40 самолетов различной размерности.

Без господдержки не обойтись

В необходимости господдержки уверены и авиаторы. Так, первый заместитель генерального директора авиакомпании «Якутия» Павел Удод заявил о необходимости развития операционного лизинга. По его словам, сейчас эта удобная форма обновления воздушного парка практически недоступна многим региональным перевозчикам. «У региональных компаний, – уверен представитель отрасли, – нет активов, поэтому для нас господдержка обязательна».

Однако дело постепенно сдвигается с мертвой точки. Благодаря субсидированию лизинговых ставок, российские лизинговые компании в течение двух последних лет подошли к таким же суммам лизинговых платежей, что у западных коллег. Генеральный директор «Государственной транспортно-лизинговой компании» (ГТЛК) Антон Борисевич также остановился на развитии операционного лизинга как альтернативе финансовому. «Использование операционного лизинга позволяет снизить расходы авиакомпаний, – комментирует ситуацию глава ГТЛК. – Но для этого нужно субсидировать не авиакомпании, а финансовые институты – банки или лизинговые компании, чтобы они могли приобретать суда и давать их в операционный лизинг на выгодных условиях». По мнению эксперта, сегодня доля операционного лизинга в авиационных сделках еще слишком мала. «Но я считаю, – добавляет он оптимистично, – что ситуация начнет меняться уже в ближайшее время, и эти позитивные изменения должны существенно расширить доступ авиакомпаний к новым воздушным судам».

Аэропорты нуждаются в реконструкции

В отсутствии государственного интереса кроется и корень основных проблем развития региональных аэропортов. «Недофинансирование составляет около 75% аэропортовой сети», – сообщил генеральный директор «Центра стратегических разработок в гражданской авиации» (ЦСР ГА) Антон Корень. По его словам, за последние четверть века количество аэропортов в России только сокращается: всего в России сейчас официально 315 аэродромов, плюс еще десятки не имеют официального статуса посадочной площадки.  Тогда как еще в 1990-м году воздушных гаваней в стране было 1450, что в 4,5 раза больше, чем сейчас.

Для сравнения, в Северной Европе сейчас 820 аэропортов, а чтобы сравняться со странами Южной Америки – такими, как Бразилия или Мексика – 600. При этом в государственной транспортной стратегии запланировано к 2030-му году 500 аэродромов.

Антон Корень прояснил и ситуацию с привлечением инвесторов: хотя 60% российских аэропортов еще не нашли таковых, но многие из них стремятся к этому. Значит ли это, что частные средства в ближайшее время потекут рекой, и сеть региональных воздушных гаваней будет модернизирована? Вряд ли это возможно без поддержки властей субъектов РФ, которые должны принять участие в повышении инвестиционной привлекательности аэропортов, в которых нуждается как местное население, так и гости региона – туристы, деловые люди и те же чиновники.

Редкова Т.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.