ru en

Новосибирск ---> Горно-Алтайск

от 6000 руб.
КрасАвиа

продажа: до 31.12.17

полет: 01.02.17 – 31.12.17

Москва ---> Хабаровск

от 25300 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Череповец ---> Калининград

от 6900 руб.
Северсталь

продажа: до 19.03.17

полет: 30.10.16 – 19.03.17



Послание от Учителя

Послание от Учителя

Время, похоже, не властно над мэтром: Алексей Учитель по-прежнему бодр, подтянут, полон идей и планов и, помимо режиссуры, занимается другими важными делами – продюсирует, преподает и возглавляет один из крупнейших международных кинофестивалей в России «Послание к человеку».

Надежда на молодежь

Алексей Ефимович, начинали вы как документалист. В свое время по стране гремел ваш фильм «Рок», один из предвестников перестройки. Но время прошло, и интересно узнать, какое кино сейчас вам ближе – документальное или игровое?

А. У.: Я кинематограф люблю в целом, но в данный момент больше увлечен игровым кино. Между прочим, многие режиссеры переходили в большое кино из документалистики, например Лозница, Дворцевой, другие. Этот опыт очень помогает. Хотя сейчас грань между двумя специализациями стирается, и во ВГИКе, где я преподаю, мы готовим универсалов.

И все-таки почему хороших фильмов у нас мало?

А. У.: Очень надеюсь на молодежь, среди них есть подлинные таланты – я знаю это, поскольку наша студия «Рок» постоянно ищет начинающих кинематографистов, чтобы помочь им сделать первые шаги и увереннее встать на ноги.

Кого из начинающих вы готовы отметить особо, и на какие работы можете обратить внимание?

А. У.: Прежде всего выделил бы фильм Юрия Быкова «Майор», который участвовал в одной из программ Каннского фестиваля, победил в Шанхае. Это его второй полнометражный фильм – он и остросоциальный, и высокохудожественный.

Второе имя, которое хочется назвать, – Тимофей Жалнин, который в этом году участвует в международном жюри фестиваля «Послания к человеку». Очень перспективный режиссер, пока снимал только короткометражки, но его ждет большое будущее.

Искусство снимать кино

Ваш отец – крупнейший отечественный документалист Ефим Учитель. Оказал ли он влияние на ваше творчество?

А. У.: Родители всегда так или иначе влияют на своих детей. Моя мама не имела отношения к кино, она была редактором в издательстве, но тоже способствовала формированию меня как личности. У отца же я часто бывал на съемочной площадке. Мы постоянно обсуждали какие-то детали, спорили. При довольно непростой жизни отец обладал удивительным умением выбирать единственно верную позицию. Я навсегда запомнил его слова: «Ты будешь снимать кино об интересных людях, но если не полюбишь своего героя как человека, ничего хорошего не получится».

Сейчас вы один из наиболее известных российских режиссеров. Недавно на весь мир прогремел ваш фильм «Край». Он даже вышел в ограниченный прокат в США, чего давно не бывало с российскими картинами. Вы представляли «Край» в США. Расскажите о своих впечатлениях. Велика ли разница между нашей и американской киноиндустриями?

А. У.: Разница огромная. Прежде всего – масштабы: в США 50 тысяч кинозалов, у нас – 2000. Надо нам количество залов хотя бы до 5000 довести.

За океаном даже постановка вопроса совершенно иная: там за много лет сформировалась полноценная индустрия кино, к которой все относятся предельно серьезно. Это настоящий бизнес, который приносит реальные доходы, если подходить к нему как к делу всей жизни. У нас тоже много талантов, это бесспорно, но все-таки мы не всегда рассматриваем кино как большое искусство, в котором работают исключительно профессионалы. У нас порой чувствуется, что фильм – игрушка в руках режиссера или продюсера: нашли деньги – и давай снимать. А что снимать? Потом разберемся! Авось, зритель пойдет. Это несерьезно, так невозможно выстроить полноценный кинопроцесс, нужен системный подход.

И еще: я в который раз убедился, что без постоянной, пускай даже навязчивой, рекламы ни один фильм не сможет выдержать конкуренцию. Параллельно выходит огромное количество картин – как не затеряться в этом бурном потоке? Тут как раз и помогает реклама.

Вдохновение Петербурга

Расскажите о ваших последних работах.

А. У.: Мой новый фильм называется «Восьмерка», снят он по повести Захара Прелепина. Судьба картины только начинается. В прокат в России он выйдет весной 2014 года, а только что с большим успехом был показан на фестивале в Торонто, имел хвалебные отзывы в американской прессе. В картине в главных ролях – дебютанты, но есть и известные российские актеры: Артур Смольянинов, Сергей Пускепалис, Ирина Пегова.

Сейчас начинаю подготовку к крупному международному проекту, где будут сниматься известные зарубежные актеры. Имен называть пока не буду. Это история о Матильде Кшесинской и Николае II, но фильм не о балете, а скорее – история любви.

«Край» снимался на Вуоксе, «Восьмерка» – в Петербурге. Получается, многие ваши фильмы так или иначе связаны с Северной столицей?

А. У.: Чисто тематически – только «Прогулка». Но действительно, я многие свои ленты снимаю в этом городе и окрестностях, озвучиваю свои картины на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. Наверно, особая атмосфера Петербурга мне помогает.

Фестивальная жизнь

В последнее время вы осваиваете еще одну важную «специализацию» – президента международного петербургского кинофестиваля «Послание к человеку». Наверняка у вас есть идеи, как сделать этот форум еще более значительным явлением в культурной жизни страны?

А. У.: Не будем забывать, что «Послание к человеку» – фестиваль уникальный, второй форум класса А в нашей стране помимо ММКФ. У меня много идей, как сделать его более весомым. Например, такое предложение: за многие годы фестиваля сформировался уникальный архив из лент-победителей и фильмов-участников, так почему бы не показать их по всей стране? Можно устроить круглогодичный передвижной фестиваль, и в разных городах представлять сокровища из нашей обширной фильмотеки. И еще: я думаю, что фестивалю не помешал бы попечительский совет, куда бы входили политики, бизнесмены, чиновники, творческие люди. Это, несомненно, даст толчок развитию «Послания к человеку».

Идут разговоры о том, что фестивальное движение потихоньку умирает – не найти хороших фильмов для такого количества смотров. Это действительно так?

А. У.: В глобальном масштабе говорить не буду, а что касается России, у меня складывается впечатление, что многие фестивали у нас страдают «манией величия». Чтобы такого не происходило, мы работаем над специальным предложением: поскольку государство не имеет возможности финансировать все смотры в полном объеме (и получается всем по чуть-чуть, что и недостаточно, и несправедливо), необходимо ввести объективный рейтинг смотров. Выявить, скажем, десять лидеров, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку. Остальные будут поддерживаться регионами или спонсорской помощью. Я, конечно же, обеими руками «за» развитие фестивального движения: нам надо возвращать зрителей в кинотеатры, и именно на отечественные фильмы. Фестивали – один из способов сделать это.

Тихомиров Е.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.