ru en

Москва ---> Хабаровск

от 25300 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Череповец ---> Калининград

от 6900 руб.
Северсталь

продажа: до 19.03.17

полет: 30.10.16 – 19.03.17

Москва ---> Мирный

от 8400 руб.
АЛРОСА

продажа: до 31.12.17

полет: 26.03.17 – 31.12.17



Повелители моря

Повелители моря

На протяжении сотен лет Нидерланды ведут беспрерывную войну со своим заклятым врагом – Северным морем, которое то и дело норовит поглотить страну в пучине своей.

В ночь со 2 на 3 октября 1574 года знаменитый Вильгельм I Оранский повелел открыть шлюзы и пробить защитные дамбы в районе Лейден, в результате чего окрестности оказались полностью затоплены. Это произошло во время первого этапа Восьмидесятилетней войны Нидерландов за независимость. Лишь такой отчаянный шаг заставил испанцев, к тому времени уже год осаждавших провинцию, спасаться бегством.

Ситуация повторилась век спустя. Вильгельм III Оранский, последовав примеру своего деда, затопил уже всю страну, дабы она не досталась французам.

В этих двух уникальных случаях Голландия использовала мощь морской стихии в свою пользу. В остальное время вреда от нее неизмеримо больше, ведь около трети страны находится ниже уровня моря, и если бы не постоянные работы по строительству защитных сооружений, Голландию давно бы смыло с лица земли.

Бог создал землю, а Голландию – голландцы

Борьбу за выживание на топких землях начали уже фризские племена около двух тысяч лет назад. Им принадлежит насыпь терпенов (искусственных холмов) и первых плотин. Недостаточно надежные, но единственные средства защиты служили вплоть до XV века.

В 1407 году в городе Алкмар была построена первая польдерная мельница, предназначенная для откачки воды. С этого момента стала создаваться действующая до сегодняшних дней дренажно-осушительная система, так что мельницы в Нидерландах являются не просто красивым дополнением пейзажа, но настоящим символом жизни.

«Бог создал землю, Голландию создали голландцы», – гласит пословица. Изобретение мельницы, способной отводить воду, позволило осушать болотистые местности. За 600 лет Нидерландам удалось отвоевать у моря значительные площади, и сегодня большая часть страны располагается на польдерах.

С инженерным размахом

В XX веке ветряные мельницы стали заменять на насосные станции. Однако мельницы и станции не решали проблему кардинально: приморские территории продолжало затапливать. Так в 1916 году в районе залива Зёйдерзе случилось одно из самых крупных наводнений Нидерландов: было прорвано несколько дамб, море хлынуло на материк, поглотив города и поселки.

Это событие заставило правительство вернуться к проекту защитных сооружений Корнелиса Лели, инженера, министра транспорта и общественных работ. Еще в 1891 году он предложил план строительства мощной дамбы, который был отклонен из-за величины расходов.

К 1933 году была возведена дамба Афслётдейк шириной 90 м и протяженностью 32 км. Восьмиполосное шоссе поверх плотины соединило Фрисландию и Северную Голландию.

Колоссальное наводнение 1953 года затронуло шесть стран Северного моря, но Нидерландам удалось избежать катастрофических последствий на севере страны. Таким образом грандиозные затраты на строительство дамбы оказались более чем оправданны. 

Помимо угрозы затоплений Афслётдейк решила еще одну проблему – нехватки пахотных земель и жилых территорий. Одна из самых экономически успешных и привлекательных для туристов стран Европы вдвое меньше Ленинградской области, и занимала бы еще меньшую площадь, если бы не постоянная борьба за квадратные сантиметры суши.

Седьмое чудо света

К середине XX века в Нидерландах по-прежнему оставалась под угрозой Южная Голландия, где низовья рек Рейн, Маас и Шельда образуют общую дельту и затапливают земли в период паводков и сезонных половодий. Было решено разработать генеральный план строительства дамб, получивший название «Дельта».

Согласно плану, устье Харингвлит отделили от Северного моря шлюзами, устье Гревелинген перекрыли дамбами, а Западную Шельду усилили дамбами по берегам.

Полностью перекрыть Восточную Шельду было невозможно, так как это кардинально изменило бы экосистему и губительно сказалось на рыбном промысле. Здесь был построен штормовой барьер Остерсхельдекеринг. Гигантские шлюзы плотины остаются открытыми в обычное время и закрываются при неблагоприятных погодных условиях.

Оставалось обезопасить устье Ньиве-Ватервег, при этом не перекрывая его полностью, ведь канал Ньиве-Ватервег вел в самый крупный на тот момент порт мира – Европорт. В конкурсе проектов победили гигантские ворота Масланткеринг, строительство которых завершилось 10 мая 1997 года. При угрозе повышения уровня воды более трех метров над Амстерддамским ординаром ворота устье наглухо закрывают.

Всего в рамках проекта «Дельта» построено более дюжины крупных защитных сооружений. Работы продолжаются и сегодня, а проекты «Зёйдерзе» и «Дельта» внесены Американским обществом гражданских инженеров (ASCE) в список семи современных чудес света.

Ветрова Е.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.