ru en

Москва ---> Хабаровск

от 25300 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Москва <---> Якутск

от 31000 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 09.01.17 – 31.12.17

Красноярск ---> Горно Алтайск

от 9990 руб.
КрасАвиа

продажа: до 31.12.17

полет: 11.03.17 – 31.12.17



Усть-Цилемская горка

Усть-Цилемская горка

Старинное русское село Усть-Цильма в Республике Коми – просто находка для поклонников этнографического туризма. Это заповедный уголок старины, где сохранились древние традиции. «Линия полета» рассказывает о самом известном местном обрядовом празднике под названием «Горка».

С 7 по 12 июля (то есть с Иванова дня по Петров день) в Усть-Цильме проходят традиционные народные гулянья в честь обрядового праздника «Горка». Его корни восходят к языческим временам, когда наши предки поклонялись солнцу – Яриле-божеству. Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

В середине ХIХ века праздник проходил на центральной улице села – это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска, раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. А собственно обряд, представляющий хороводно-игровое действие, происходил до трех раз в день. Выходу «горочников» предшествовал важный и торжественный момент – «снаряжение», то есть одевание наряда.

Традиционные наряды

Усть-Цилемский женский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитой из репса, парчи или штофного материала, сарафана матерчатого, фартука из шелка, штофа или парчи, коротенька из парчи. Головной убор девушки – хаз (налобная повязка) из парчи. Невесты носят парчовый повойник (в селе его называют «побойник»), вышитый золотой и серебряной нитью. Женский головной убор – платок (канофатный, репсовый или парчовый). Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.

Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи-косоворотки, простых штанов, узорных чулков и кожаных ступней. Обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс.

Древние ритуалы

Первую «Горку» устраивали с 10 часов утра: ее водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины. И лишь на вечерней, главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. Участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая».

«Горочники» инсценировали исполняемые песни (всего известно 17 сюжетов), и такое красочное театрализованное представление требовало четкого руководства. Поэтому в хороводах участвовали люди старшего возраста, которые обучали молодежь и строго охраняли «горочный» репертуар. Сегодня же «Горка» в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами старинной культуры.

«Петровщина»

Так называется обряд, являющийся составной частью «Усть-Цилемской горки». Он проходит в канун дня первоверховных апостолов Петра и Павла (ночь с 11 на 12 июля), когда жители отправляются на место первого поселения основателей села, называемого Старыми Дворищами. Время обряда выбрано не случайно: считается, что ночью исчезает граница между живым и загробным мирами.

Поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых. В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего вышеобозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.

В эту ночь принято варить кашу, обычно – пшенную. По старинным преданиям, душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Также варят уху, поскольку святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей – всех своих умерших родственников.

 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.