ru en

Москва <---> Якутск

от 31000 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 09.01.17 – 31.12.17

Москва ---> Хабаровск

от 25300 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Новосибирск ---> Горно-Алтайск

от 6000 руб.
КрасАвиа

продажа: до 31.12.17

полет: 01.02.17 – 31.12.17



Обоняние и мир запахов

Обоняние и мир запахов

Окружающий мир полон запахов. Человек способен воспринять их более десяти тысяч. И все же для современного человека обоняние – третьестепенное чувство. В отличие от животных, 90% информации человек получает через зрение, около 5% – с помощью слуха, на обоняние же приходится лишь около 2%. Однако влияние запахов на людей трудно переоценить.

Эволюционное первенство

Обоняние – первое из чувств, появившихся в процессе эволюции. Задолго до того, как развивались и совершенствовались зрение и слух, обоняние обеспечивало живым существам две их главные функции – питание и размножение. Поэтому корковые центры этого анализатора находятся у человека в древнейшей части головного мозга – в обонятельном мозге. Рядом с ним находится лимбическая система, отвечающая за эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают те или иные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует.

Запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную. У североамериканских индейцев существовал своеобразный способ фиксации в памяти дорогих им событий и переживаний. Юноши-индейцы носили на ноге в специальных герметичных капсулах, сделанных из кости или рога, набор веществ, обладающих сильным и характерным ароматом. Индейцы утверждали, что этот же запах мог потом, через много лет, пробудить необычайно яркие и живые воспоминания.

Только конкретно

У людей отсутствует абстрактное представление о запахах. В то время как в области вкуса существует представление о соленом, горьком, кислом, сладком, когда можно выделить основные цвета спектра, представление о запахах является предметным.

Нельзя охарактеризовать запах, не называя вещества или предмета, которому он свойственен (запах роз, запах лука и пр.). В некоторых случаях пытаются обобщить запахи группы родственных веществ или предметов: «цветочный» или «фруктовый», «кухонный» или «лакокрасочный», «парфюмерный» или «машинный»… Аналогичным образом невозможно вызвать в воображении какой-либо запах, не связывая его с определенным предметом.

Влияние запахов

Мир запахов окружает нас всюду и непрерывно. К носовой полости человека каждую минуту проникают десятки раздражителей. Однако только некоторые из них мы различаем сознательно. Большинство же реакций на окружающие запахи имеет подсознательный характер.

Пионером исследования запахов в современной науке является американский психиатр Алан Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями.

Позднее ученый набрал 3 тысячи добровольцев, страдающих избыточным весом, и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто: как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом вдохнуть определенный аромат. Чем чаще испытуемые его нюхали, тем больше веса они сбрасывали.

Хирш также установил, что запахи влияют на производительность труда. С помощью запахов он научился повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или наоборот – усыплять человека. Было установлено, что некоторые ароматы снимают депрессию у больных, улучшают их настроение.

Аромат аромату рознь

Существует пять основных запахов, различаемых человеком в чистом виде: мятный, камфорный, цветочный, эфирный, мускусный. Но помимо главных существуют и другие ароматы, реакция на которые ярко выражена. Например, запах определенных сортов розы провоцирует сговорчивость и податливость, запах груши возбуждает аппетит, запах цитрусовых рассеивает внимание, а запах лимона вызывает агрессивность. Запах лаванды и жасмина снижает желание курить. Запах мяты повышает желание работать.

Следует знать, что у людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских благовоний.

Джаник *.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.