ru en

Москва ---> Хабаровск

от 25300 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 01.06.17 – 31.12.17

Москва <---> Якутск

от 31000 руб.
Якутия

продажа: до 31.12.17

полет: 09.01.17 – 31.12.17

Санкт-Петербург ---> Апатиты

от 8200 руб.
Северсталь

продажа: до 25.03.17

полет: 30.10.16 – 25.03.17



«Где ты спишь, душа?..»

«Где ты спишь, душа?..»

12 июня в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Идиот. 2012». Режиссер-постановщик – Семен Яковлевич Спивак, в ролях – его студенты-третьекурсники. Главный экзаменатор – Федор Михайлович Достоевский, создавший 144 года тому назад драму человеческих характеров.

…Гаснет свет, и из левой кулисы в пространство сюжета выходит молодой человек, высокий, худой и бледный, но с таким светом в глазах, что даже зрителю передается его упоение какой-то необъяснимой благодатью. Лев Николаевич Мышкин, последний из славного княжеского рода, ясен и простодушен, как не всякий ребенок.

Он поворачивается спиной к зрительному залу и устремляет взгляд на декорацию, имитирующую экран компьютера в стадии загрузки. Компьютер переходит в режим игры-стрелялки, где анонимный игрок расстреливает персонажа. А на командной панели зажигается значок зарядки батареи – 100%, по мере развития коллизий этот показатель уменьшается.

И вдруг сквозь стрекотание автоматной очереди пробиваются звуки из мира иного: «Где ты спишь душа, что в саду твоем?» – артисты, занятые в спектакле, словно античный хор¸ возникают в проеме раздвигающихся в глубине сцены дверей. Слова песни Юлии Славянской звучат как музыкальный эпиграф.

Семен Яковлевич Спивак знает о целебной силе Достоевского: актеры, пропустившие через себя «Идиота», «Бесов» или «Преступление и наказание», никогда не смогут лгать на сцене. Сегодня его студенты сыграли историю князя Мышкина так, что после спектакля хочется уйти в монастырь.

Я смотрела эту постановку дважды. Скажу честно, давно так внутри не болело. И эта боль, а вместе с ней стыд и унижение от осознания, что находишься на территории мрака, а не света, подводят к черте, за которой или подъем, или падение.

Спектакль, словно наждаком, снимает с души мертвые частицы, добираясь до ее оголенной беззащитной сердцевины. Актеры Анатолий Друзенко, Алиса Варова, Юрий Николаенко, Андрей Некрасов, Николай Иванов, Валерия Гончарова, Константин Елисеев, Илья Демидов – еще совсем молодые ребята, волнующиеся, сомневающиеся, – выплескивают такое неистовство, такой безудержный гнев и горечь, что через них и зритель погружается в этот круговорот. На подобную искренность способна только молодость: это потом жизнь научит увиливать и маскироваться, а пока на сцене, под жаркими софитами, в звенящие двадцать можно позволить себе роскошь жить, как чувствуешь, на разрыв аорты, на пике пульса, срываться на хрип, чтобы завтра снова выйти на сцену почти без голоса.

Достоевский много страдал и, измучившись окончательно, выплеснул всю тоску свою по чистому герою, породив существо светлейшей души. Не оттого ли его князь Мышкин и по сей день покоряется не любому актеру, что одно только прикосновение к нему обостряет наше несовершенство? Удивительный персонаж, рассекающий мрак нашей житейской жизни, замыкает на себе хоровод безутешных несчастливцев.

Актеру Анатолию Друзенко досталась тяжелая ноша: в романе Мышкин почти не меняется эмоционально, а в спектакле переживает алхимическую реакцию, воздействие на него мещанского мирка оказалось отнюдь не благотворным – пятна грязи особенно видны на белой простыне. И если в первой части он благостно пассивен, причем настолько, что окружающие воспринимают его как юродивого, от которого ни вреда, ни пользы, то после пощечины Гани Иволгина – «Долго ли ты, идиот, мне дорогу переходить будешь?» – он прозревает. Поднявшись с пола, Мышкин, словно перешагивает невидимую грань, из ребенка превращаясь в мужчину, способного сопротивляться.

И во второй части спектакля, когда действие перемещается в дом Настасьи Филипповны, он уже не «плывет по течению», от его благости не осталось и следа. Окунувшись в «высший свет» с его мерзостями и тайными сговорами, он открыто встает на сторону униженной и оскорбленной «падшей женщины», прекрасно осознавая, что его ждет. И предлагает ей защиту – замужество, произнося заветные слова «Я уважать вас буду». Кто бы мог подумать, что этот очарованный странник способен на такое сопротивление злу? Мышкин, словно очнувшись, вдруг распрямляется, и взгляд его направлен не в небеса, а прямо в лицо Настасьи Филипповны. Он утешительно обнимает ее, а когда наступает время разомкнуть объятья, сжимает руки еще сильнее. Желая удержать сгубленную душу, не отпустить ее в мир отпечатков и подделок, он проявляет удивительное упорство, буквально за несколько минут вырастая в мужчину, ласкового, властного, с сильными руками и неизвестно откуда взявшейся волей. Он знает, если она уедет с Рогожиным, то погубит себя окончательно. И она это знает и все действующие лица этой истории. Но никто ничего не делает, кроме Мышкина. Его постигает неудача, но он в отличие от иных он хотя бы попытался. Все, что ему остается, лишь укрыть ее пиджаком, когда она падает на пол в минутной слабости. И в этом жесте столько нежности, что на миг показалось: сейчас все исправится, «рогожины», «епанчины» и «тоцкие» сотрутся, исчезнут, сгинут в ими же сотворенной пучине, погаснет адский огонь, зарубцуются раны и «князь Христос» выкупит душу Настасьи Филипповны у мрака навсегда. Но это лишь показалось…

В финале Мышкин остается один, лицом к лицу со зрительным залом. Огонь поглощает остальных участников этой истории, а за его спиной на мониторе компьютера датчик батареи возвещает о том, что энергии больше нет. Энергии для жизни и любви, всепрощения и утешения. Остается лишь крохотная надежда, что свет всегда найдет себе дорогу даже в самой непроглядной тьме.

Фотографии Елены Мулиной

Французова-Януш К.
 
Закладки:
 

© «Линия полета», 2004 – 2017. При цитировании ссылка на портал и упоминание авторов обязательны. По вопросам использования обращайтесь в редакцию.